МКОУ "Койская ООШ"
д.Кой, Партизанский район, Красноярский край
  • Практики

    Практика Бабиковой Оксаны Рихордовны

    «Сказкотерапия как метод психологической коррекции,

    помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем  ребёнка (1 класс)»

    Направление практики: практика развития психологической службы  на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.

    Актуальность практики

    В жизнь детей в последние десятилетия пришло много изменений, из-за которых им стало сложнее понимать свои чувства и мысли, чувства других, осваивать навыки поведения. И основной причиной трудностей формирования навыков социального поведения, взаимодействия и адекватного выражения эмоций является общее эмоциональное нездоровье общества. И именно сказка, затрагивая эмоциональную жизнь ребёнка, даёт ему утешение, облегчение, вызывает восторг и понимание. Она предлагает детям проникновение в эмоциональные аспекты поведения человека, развивает способность к зрительному воображению.

    Сказкотерапия - это метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребёнка 6-8 лет. Большим достоинством данного метода является и то, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у них не возникает ощущение давления. Моя практика основывается на использовании психотерапевтичесих сказок. Психотерапевтическая сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, инструмент его развития, через психотерапевтическую сказку учим ребёнка преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, развиваем его эмоциональный мир, готовим к жизни. Важно, что психотерапевтическая сказка позволяет действовать на душку ребёнка очень тонко и деликатно, на уровне переживаний, чувств, эмоций, но, тем не менее, ведёт его по намеченному пути познания жизни.

    Проблемы, на устранение которых направлена  практика:

    - уровень развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста очень низок;

    - очень часто наблюдаются у детей страхи, тревоги, агрессия;

    - у детей младшего школьного возраста очень яркое воображение, что является часто причиной страхов ребёнка и повышенной тревожности у него;

    - закрытые способности и внутренний мир.

    Объясняя ребёнку законы и правила жизни с торчки зрения логики, мы часто насильно пытаемся вывести его из детского мира во взрослый мир и травмируем тем самым психику ребёнка и, как следствие, терпим крах. И вот здесь нам на помощь приходит сказка, но не обычная сказка, а психотерапевтическая. Психотерапевтическая сказка врачует ранимую душу ребёнка, раскрывает глубинный смысл происходящих событий.

    Цель практики: помочь преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

    Практика направлена на решение познавательных, развивающих, воспитательных и корректирующих задач.

    Познавательные задачи: дать новые знания, расширить представления об окружающем животном и растительном мире.

    Развивающие задачи: развивать воображение, фантазию, речь, музыкальный слух, память, интерес к неизведанному, эмпатию, любознательность, мышление.

    Воспитательные задачи: воспитывать потребность заботится о близких людях и об окружающей среде, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи.

    Корректирующие задачи: снизить уровень импульсивности, тревожности и агрессивности; развить навыки послушания и самоконтроля; повысить самооценку, уверенность в себе; формировать позитивную «Я концепцию» (я могу, я нужен, я любим) и умение преодолевать себя в стрессовых ситуациях; развить умение преодолевать трудности и страхи; помочь в разрешении внутреннего конфликта; снять эмоциональное напряжение; помочь в психотравмирующей ситуации, помочь адаптироваться ребёнку к условиям детского учреждения; способствовать развитию психо - эмоциальной сферы.

    Основная идея практики: использование именно психортерапевтических сказок, которые, воздействуя на сознание ребёнка, помогают ему понять, как правильно реагировать на слова и поступки окружающих, как избавиться от страхов, тревожности, лени и других проблем.

    Суть  практики заключается в том, что переживание конфликтной ситуации происходит при помощи героев сказки, на месте которых ребёнок начинает представлять себя. Именно на примере героев он может проследить особенности поведения и поступков, разобраться в конкретной жизненной ситуации, переживая вместе с ними определённые события, учится понимать их смысл и значение. Психотерапевтические сказки очень проникновенны, направлены на личностный рост и позволяют увидеть положительные стороны и качества. Работа с такой сказкой в моей практике сочетается с инсценировкой, кукольным театром, предметным театром, пересказом от лица героев и другими методами арт-терапии, в том числе рисованием.

     Для разработки практики использовались следующие пособия:

    1) Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов и родителей/ Н.А. Строгова. -М.: Издательство ВЛАДОС,2019.-88с.(Серия «Методика психологической коррекции»)

    2) Н.Н.Амбросьева. «Сказкотерапия для школьников»: методическое пособие.-3-е изд.; и доп.-М.:Планета,2018.-277с.

    Практика реализуется в рамках школьной программы психолого - педагогического сопровождения детей.

    Одним из важных моментов при проведении занятий с применением психотерапевтических сказок является создание доброжелательной, спокойной, доверительной обстановки во время проведения занятия, что способствует достижению максимального эффекта. Моя практика с применением психотерапевтических сказок строится по пяти модулям. Первый и пятый модуль - это диагностика, которая проводится перед началом занятий и после их окончания. На каждый диагностический модуль отводится 5 занятий. По 2,3,4 модулям определены темы, в соответствие с которой и строится работа. В каждом модуле (2-4) определён ряд проблем и подобраны сказки, работа с которыми направлена на устранение проблемы. Модули со 2 по 4 содержат по 10 занятий (всего 40 занятий).

    1 модуль - диагностический (5 занятий).

    Диагностика направлена на выявление проблем ребёнка, его индивидуальных особенностей, которые влияют на отклонения в поведении и взаимоотношения с окружающими. Задачи диагностики: определить, какие трудности испытывает ребёнок, выявить количество детей испытывающих те или иные трудности и определить направления работы по выявленным проблемам. Основные методы диагностики, которые я использую: диагностическая беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование (устное и, когда дети научатся читать и писать, письменное).

    2 модуль

    Тема. Социально - эмоциональное развитие детей в период адаптации к детскому учреждению (10 занятий)

    Цель работы: преодоление страхов, повышение самооценки, развитие навыков совместной игры, формирование навыков самообслуживания и самостоятельности.

    Проблема

    Название сказки

    п/п

    Боятся идти в школу

    «Света и её новые друзья»

    2.

    Трудности в общении

    «Сашка-кусашка»

    3.

    Неинтересно дружить мальчикам и девочкам

    «Деревня Коли-Тани»

    4.

    Импульсивность

    «Глупая драка»

    5.

    Застенчивость

    «Апельсинчик»

    6.

    Низкая самооценка

    «Деревенские яблочки»

    7.

    Трудности коммуникации

    «Чибисы»

    8.

    Трудности в выражении чувств

    «Дрозд и цапля»

    9.

    Неумение застёгивать верхнюю одежду

    «Света и курточка»

    10.

    Неумение обувать обувь

    «Света и туфельки»

    Структура занятий второго модуля:

    1. Знакомство со сказкой(чтение учителем, инсценировка подготовленными учащимися, видеоролик, презентация)
    2. Обсуждение сказки по вопросам
    3. Пересказ сказки от лица одного из героев
    4. Рисунок по теме сказки
    5. Итогом работы может быть театрализованное представление сказки, проигрывание эпизодов сказки с помощью кукол, разучивание песенок и стишков из сказки.

    3 модуль

    Тема. Усвоение социальных и нравственных норм и правил поведения, развитие моральной нормативности, формирование общественной направленности личности (10 занятий)

    Цель работы: повышение самооценки, усвоение правил поведения, развитие навыков совместной игры, устранение страхов, усвоение моральной нормативности.

    При работе над сказками третьего модуля продолжается работа над некоторыми аспектами из второго модуля.

    Проблема

    Название сказки

    п/п

    1.

    Не умеют заботится о других

    «Медвежонок Тапа»

    2.

    Гиперактивность

    «Лягушонок Ква»

    3.

    Низкая самооценка

    «Уточка -малюточка»

    4.

    Робость, нерешительность

    «Смелый петушок»

    5.

    Боязнь темноты

    «Сёма и летающие фонарики»

    6.

    Боязнь высоты

    «Сказка о

    маленьком самолётике»

    7.

    Неряшливость, лень

    «Как Стёпа стал обезьянкой»

    8.

    Обижают младших сестёр и братьев

    «Привидение»

    9.

    Антилидерство

    «Витя и волшебная видеокамера»

    10.

    Желание делать гадости исподтишка

    «Петя и срытая видеокамера»

    Структура занятий 3 модуля

    1. Вступление в сказку

    - Рассказ по теме сказки (дополнительная информация) в формате мультфильма, видеоролика, презентации.

    - Закрепление новых знаний по вопросам.

    -Введение в сказку (чтение или рассказывание сказки учителем)

    1. Обсуждение сказки по вопросам.
    2. Творческое задание (рисунок, разучивание песенок, стишков из сказки, инсценировка, игры)

    4 модуль

    Тема. Гармонизация внутреннего мира ребёнка (10 занятий)

    Цель работы: сплочение коллектива с нарушенными взаимоотношениями, профилактика немотивированных страхов, расширение эмоционального опыта в ситуациях межличностного взаимодействия.

    При работе над сказками четвертого модуля  продолжается работа над некоторыми аспектами из второго и третьего модулей.

    Проблема

    Название сказки

    п/п

    1.

    Нарушение межличностных отношений в коллективе

    «Звёздная страна»

    2.

    Проявление тревожности

    «Как лошадка Лу стала храброй»

    3.

    Проявление агрессивности

    «Сказка про

    обыкновенного мальчика, с которым произошла обыкновенная история»

    4.

    Взаимоотношения мальчиков и девочек

    «Серебрины и серебрята»

    5.

    Нарушения в области эмоционально-волевой сферы

    «Настроение»

    6.

    Проблемы в общении

    «Грустинка»

    7.

    Агрессивное отношение к окружающему миру

    «Мир вокруг живой»

    8.

    Легко впадают в панику, уныние

    «Ёлочка»

    9.

    Неадекватная самооценка

    «За знаниями»

    10.

    Проблемы в общении со старшими

    «Сладкое дерево»

    Структура занятий четвёртого модуля:

    1. Вводный комментарий
    2. Чтение сказки с остановками
    3. Обсуждение по вопросам
    4. Заключительный комментарий
    5. Психотерапевтическое задание

    5 модуль - диагностический (5 занятий)

    Работа данного модуля направлена на повторную диагностику, по результатом которой можно увидеть, сколько детей  справилось с проблемами, выявленными по результатам диагностики  в начале года.  

    Занятия Сказкотерапия

    Занятие по сказке "За знаниями"

    Занятие по сказке "Апельсинчик"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике