Практика Бабиковой Оксаны Рихордовны
«Сказкотерапия как метод психологической коррекции,
помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем ребёнка (1 класс)»
Направление практики: практика развития психологической службы на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.
Актуальность практики
В жизнь детей в последние десятилетия пришло много изменений, из-за которых им стало сложнее понимать свои чувства и мысли, чувства других, осваивать навыки поведения. И основной причиной трудностей формирования навыков социального поведения, взаимодействия и адекватного выражения эмоций является общее эмоциональное нездоровье общества. И именно сказка, затрагивая эмоциональную жизнь ребёнка, даёт ему утешение, облегчение, вызывает восторг и понимание. Она предлагает детям проникновение в эмоциональные аспекты поведения человека, развивает способность к зрительному воображению.
Сказкотерапия - это метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребёнка 6-8 лет. Большим достоинством данного метода является и то, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у них не возникает ощущение давления. Моя практика основывается на использовании психотерапевтичесих сказок. Психотерапевтическая сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, инструмент его развития, через психотерапевтическую сказку учим ребёнка преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, развиваем его эмоциональный мир, готовим к жизни. Важно, что психотерапевтическая сказка позволяет действовать на душку ребёнка очень тонко и деликатно, на уровне переживаний, чувств, эмоций, но, тем не менее, ведёт его по намеченному пути познания жизни.
Проблемы, на устранение которых направлена практика:
- уровень развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста очень низок;
- очень часто наблюдаются у детей страхи, тревоги, агрессия;
- у детей младшего школьного возраста очень яркое воображение, что является часто причиной страхов ребёнка и повышенной тревожности у него;
- закрытые способности и внутренний мир.
Объясняя ребёнку законы и правила жизни с торчки зрения логики, мы часто насильно пытаемся вывести его из детского мира во взрослый мир и травмируем тем самым психику ребёнка и, как следствие, терпим крах. И вот здесь нам на помощь приходит сказка, но не обычная сказка, а психотерапевтическая. Психотерапевтическая сказка врачует ранимую душу ребёнка, раскрывает глубинный смысл происходящих событий.
Цель практики: помочь преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
Практика направлена на решение познавательных, развивающих, воспитательных и корректирующих задач.
Познавательные задачи: дать новые знания, расширить представления об окружающем животном и растительном мире.
Развивающие задачи: развивать воображение, фантазию, речь, музыкальный слух, память, интерес к неизведанному, эмпатию, любознательность, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать потребность заботится о близких людях и об окружающей среде, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи.
Корректирующие задачи: снизить уровень импульсивности, тревожности и агрессивности; развить навыки послушания и самоконтроля; повысить самооценку, уверенность в себе; формировать позитивную «Я концепцию» (я могу, я нужен, я любим) и умение преодолевать себя в стрессовых ситуациях; развить умение преодолевать трудности и страхи; помочь в разрешении внутреннего конфликта; снять эмоциональное напряжение; помочь в психотравмирующей ситуации, помочь адаптироваться ребёнку к условиям детского учреждения; способствовать развитию психо - эмоциальной сферы.
Основная идея практики: использование именно психортерапевтических сказок, которые, воздействуя на сознание ребёнка, помогают ему понять, как правильно реагировать на слова и поступки окружающих, как избавиться от страхов, тревожности, лени и других проблем.
Суть практики заключается в том, что переживание конфликтной ситуации происходит при помощи героев сказки, на месте которых ребёнок начинает представлять себя. Именно на примере героев он может проследить особенности поведения и поступков, разобраться в конкретной жизненной ситуации, переживая вместе с ними определённые события, учится понимать их смысл и значение. Психотерапевтические сказки очень проникновенны, направлены на личностный рост и позволяют увидеть положительные стороны и качества. Работа с такой сказкой в моей практике сочетается с инсценировкой, кукольным театром, предметным театром, пересказом от лица героев и другими методами арт-терапии, в том числе рисованием.
Для разработки практики использовались следующие пособия:
1) Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов и родителей/ Н.А. Строгова. -М.: Издательство ВЛАДОС,2019.-88с.(Серия «Методика психологической коррекции»)
2) Н.Н.Амбросьева. «Сказкотерапия для школьников»: методическое пособие.-3-е изд.; и доп.-М.:Планета,2018.-277с.
Практика реализуется в рамках школьной программы психолого - педагогического сопровождения детей.
Одним из важных моментов при проведении занятий с применением психотерапевтических сказок является создание доброжелательной, спокойной, доверительной обстановки во время проведения занятия, что способствует достижению максимального эффекта. Моя практика с применением психотерапевтических сказок строится по пяти модулям. Первый и пятый модуль - это диагностика, которая проводится перед началом занятий и после их окончания. На каждый диагностический модуль отводится 5 занятий. По 2,3,4 модулям определены темы, в соответствие с которой и строится работа. В каждом модуле (2-4) определён ряд проблем и подобраны сказки, работа с которыми направлена на устранение проблемы. Модули со 2 по 4 содержат по 10 занятий (всего 40 занятий).
1 модуль - диагностический (5 занятий).
Диагностика направлена на выявление проблем ребёнка, его индивидуальных особенностей, которые влияют на отклонения в поведении и взаимоотношения с окружающими. Задачи диагностики: определить, какие трудности испытывает ребёнок, выявить количество детей испытывающих те или иные трудности и определить направления работы по выявленным проблемам. Основные методы диагностики, которые я использую: диагностическая беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование (устное и, когда дети научатся читать и писать, письменное).
2 модуль
Тема. Социально - эмоциональное развитие детей в период адаптации к детскому учреждению (10 занятий)
Цель работы: преодоление страхов, повышение самооценки, развитие навыков совместной игры, формирование навыков самообслуживания и самостоятельности.
№ |
Проблема |
Название сказки |
п/п |
||
|
Боятся идти в школу |
«Света и её новые друзья» |
2. |
Трудности в общении |
«Сашка-кусашка» |
3. |
Неинтересно дружить мальчикам и девочкам |
«Деревня Коли-Тани» |
4. |
Импульсивность |
«Глупая драка» |
5. |
Застенчивость |
«Апельсинчик» |
6. |
Низкая самооценка |
«Деревенские яблочки» |
7. |
Трудности коммуникации |
«Чибисы» |
8. |
Трудности в выражении чувств |
«Дрозд и цапля» |
9. |
Неумение застёгивать верхнюю одежду |
«Света и курточка» |
10. |
Неумение обувать обувь |
«Света и туфельки» |
Структура занятий второго модуля:
- Знакомство со сказкой(чтение учителем, инсценировка подготовленными учащимися, видеоролик, презентация)
- Обсуждение сказки по вопросам
- Пересказ сказки от лица одного из героев
- Рисунок по теме сказки
- Итогом работы может быть театрализованное представление сказки, проигрывание эпизодов сказки с помощью кукол, разучивание песенок и стишков из сказки.
3 модуль
Тема. Усвоение социальных и нравственных норм и правил поведения, развитие моральной нормативности, формирование общественной направленности личности (10 занятий)
Цель работы: повышение самооценки, усвоение правил поведения, развитие навыков совместной игры, устранение страхов, усвоение моральной нормативности.
При работе над сказками третьего модуля продолжается работа над некоторыми аспектами из второго модуля.
№ |
Проблема |
Название сказки |
п/п |
||
1. |
Не умеют заботится о других |
«Медвежонок Тапа» |
2. |
Гиперактивность |
«Лягушонок Ква» |
3. |
Низкая самооценка |
«Уточка -малюточка» |
4. |
Робость, нерешительность |
«Смелый петушок» |
5. |
Боязнь темноты |
«Сёма и летающие фонарики» |
6. |
Боязнь высоты |
«Сказка о маленьком самолётике» |
7. |
Неряшливость, лень |
«Как Стёпа стал обезьянкой» |
8. |
Обижают младших сестёр и братьев |
«Привидение» |
9. |
Антилидерство |
«Витя и волшебная видеокамера» |
10. |
Желание делать гадости исподтишка |
«Петя и срытая видеокамера» |
Структура занятий 3 модуля
- Вступление в сказку
- Рассказ по теме сказки (дополнительная информация) в формате мультфильма, видеоролика, презентации.
- Закрепление новых знаний по вопросам.
-Введение в сказку (чтение или рассказывание сказки учителем)
- Обсуждение сказки по вопросам.
- Творческое задание (рисунок, разучивание песенок, стишков из сказки, инсценировка, игры)
4 модуль
Тема. Гармонизация внутреннего мира ребёнка (10 занятий)
Цель работы: сплочение коллектива с нарушенными взаимоотношениями, профилактика немотивированных страхов, расширение эмоционального опыта в ситуациях межличностного взаимодействия.
При работе над сказками четвертого модуля продолжается работа над некоторыми аспектами из второго и третьего модулей.
№ |
Проблема |
Название сказки |
п/п |
||
1. |
Нарушение межличностных отношений в коллективе |
«Звёздная страна» |
2. |
Проявление тревожности |
«Как лошадка Лу стала храброй» |
3. |
Проявление агрессивности |
«Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла обыкновенная история» |
4. |
Взаимоотношения мальчиков и девочек |
«Серебрины и серебрята» |
5. |
Нарушения в области эмоционально-волевой сферы |
«Настроение» |
6. |
Проблемы в общении |
«Грустинка» |
7. |
Агрессивное отношение к окружающему миру |
«Мир вокруг живой» |
8. |
Легко впадают в панику, уныние |
«Ёлочка» |
9. |
Неадекватная самооценка |
«За знаниями» |
10. |
Проблемы в общении со старшими |
«Сладкое дерево» |
Структура занятий четвёртого модуля:
- Вводный комментарий
- Чтение сказки с остановками
- Обсуждение по вопросам
- Заключительный комментарий
- Психотерапевтическое задание
5 модуль - диагностический (5 занятий)
Работа данного модуля направлена на повторную диагностику, по результатом которой можно увидеть, сколько детей справилось с проблемами, выявленными по результатам диагностики в начале года.