«Реализация проекта «Школа Минпросвещения России»
«Без современного качественного доступного образования, причем во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития. Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип системы российского образования — это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями, причем независимо от того, где он живет — в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится — в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей». В.В. Путин
Для реализации этого принципа справедливости, доступности и универсальности образования был разработан проект «Школа Минпросвещения России». С сентября текущего года реализацию проекта планируется запустить в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к нему. Основываясь на полученном положительном опыте, в 2023 году новая модель может быть масштабирована в рамках всей страны.
В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: качество и объективность знаний, здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются ещё тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда (это три кита, на которых базируется современное образование).
Реализация проекта затрагивает такие вопросы, как качество получаемых знаний, формирование инклюзивного пространства, решение широкого круга воспитательных задач, развитие дополнительного образования, реализация здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение обучающихся, а также ряд других вопросов. Министерство просвещения также готовит методические рекомендации для того, чтобы дать всем учебным заведениям ориентиры для достижения результатов.
Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы следующие приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:
— формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
— укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
— обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».
Миссия «Школы Минпросвещения России» заключается в том, что школа становится центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Задачами концепции проекта «Школа Минпросвещения России» служат:
- (Во-первых)Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
- Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
- Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
- Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
- Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
- Формирование личностных результатов обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.
- Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые. Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п. Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.
ЗНАНИЕ основывается на:
1. Единые примерные рабочие программы, единое календарно-тематическое планирование 2. Единые подходы к составлению расписания уроков 3. Объективная внутришкольная и внешняя система оценивания (в том числе ВПР) 4. Единые рекомендации по контрольным работам и домашним заданиям 5. Единая линейка учебников 6. Примерные углубленные программы (с 7 класса) 7. Внеурочная деятельность (10 часов рекомендованных курсов) 8. Проектная и исследовательская деятельность 9. Сетевая форма обучения, академическая мобильность старшеклассников 10. Внутришкольная система профессионального роста и развития, наставничество (поддержка молодых учителей) 11. Современный модульный курс «Технологии» — платформа технологического образования, кластер формирования метапредметных результатов образования 12. Методическая служба 13. План мероприятий по развитию инклюзивного образования
ВОСПИТАНИЕ включает такие критерии
1. Рабочая программа воспитания 2. Календарный план воспитательной работы 3. Советник по воспитанию 4. Штаб воспитательной работы 5. Единые подходы к работе с родительским сообществом 6. Комната детских инициатив/ученического самоуправления 7. Государственная символика (флаг, герб, гимн) (официальные церемонии и торжественные мероприятия) 8. Ученическое самоуправление 9. Детские и молодежные общественные объединения (РДШ, «Юнармия», «Большая перемена», «Орлята России») 10. Программы краеведения и школьного туризма 11. Повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания 12. Подходы к оценке качества ВР 13. Волонтёрское движение
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
1. Система профпроб в разных профессиях 2. Тематические экскурсии и события с участием профессиональных сообществ, бизнеса 3. Программа «Билет в будущее» 4. Сетевые программы профориентации совместно с колледжами, вузами 5. Психологическое и тьюторское сопровождение выбора профессии 6. Вовлечение семьи в профориентационный процесс
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА включает в себя
1. Трансформируемое зонированное пространство, архитектурная доступность 2. ЦОС (поддержка всех активностей) 3. Кванториум/Точка роста 4. Сцена (театр, конференция, фестиваль) 5. Спортивная инфраструктура 6. Школьное кафе 7. Школьный сад (огород) 8. «Белый интернет», ограничение использования мобильных телефонов 9. Государственно-общественное управление 10. Комплексная безопасность 11. Единые подходы к штатному расписанию (количество административного персонала на контингент, узкие специалисты) 12. Библиотека/Медиацентр
ШКОЛЬНЫЙ КЛИМАТ основывается на:
1. Психологический комфорт для всех («социально-педагогическая служба» (психолог, логопед, дефектолог, медсестра). 2. Кабинет педагога-психолога для проведения коррекционно-развивающих занятий и проведения консультаций. 3. Антибуллинговые программы. 4. Зона отдыха (школа полного дня). 5. Создание «Центра здоровья» (бассейн; танцевальные классы; соляная пещера; кабинет «Наш организм» (изучение питания); скалодром; интерактивная комната (комната тишины). 6. Эмоциональная поддержка в период сдачи экзаменов. 7. Креативные пространства (специальные наставники организуют конкурсы/фестивали/конференции, привлекают к подобной деятельности учеников ).
ЗДОРОВЬЕ
1. Единые инструменты мониторинга здоровья обучающихся 2. Единые рекомендации по здоровьесбережению в школе, в том числе при занятиях за ПК 3. Психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, ограничение использования мобильных телефонов 4. Профилактика употребления ПАВ (наркотики, алкоголь, табак) 5. Популяризация выполнения норм ГТО 6. Медицинское сопровождение, вакцинация 7. Летний оздоровительный лагерь (в том числе тематические смены) 8. Доступность спортивной инфраструктуры для семей с детьми (во внеклассное время) 9. Школьные спортивные команды 10. Горячее питание (единое меню, родительский контроль)
ТВОРЧЕСТВО
1. Школа полного дня: внеурочная деятельность и дополнительное образование 2. Система конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций 3. «Большая перемена» 4. Школьный хор 5. Школьный театр 6. Школьный музыкальный коллектив 7. Школьный пресс-центр (телевидение, газета, журнал) 8. Школьный музей и музейная педагогика
УЧИТЕЛЬ
1. Единое штатное расписание. 2. Развитие и повышение квалификации. 3. Школьная команда. 4. Методическое сопровождение педагогического состава. 5. Система наставничества. 6. Участие педагогов в конкурсном движении. 7. Единый реестр профессиональных конкурсов 8. Система материального и нематериального стимулирования
Путь к созданию идеальной школы планируется п следующей траектории
Проведение самодиагностики образовательных учреждений — Разработка методических рекомендаций — Апробация в пилотных школах — Выявление и ликвидация дефицитов для реализации концепции — Массовое внедрение — Обеспечение материально-технической базы образовательных организаций — Внесение изменений в нормативно-правовые акты
В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» директора школы, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В этой книге каждый директор – и начинающий руководитель, и опытный мэтр, – найдёт для себя необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала ещё интереснее, профессиональнее и успешнее – и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе, и «обычная среднестатистическая школа».
При возникновении противоречий или препятствий в вопросах правового применения для решения задач предполагается внесение изменений в нормативно-правовые акты, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Соответствующие дефициты будут выявляться по мере проведения общественного обсуждения, а в дальнейшем – в ходе реализации проекта.
Таким образом, главная цель проекта: создание единого образовательного пространства, охватывающее обучение и воспитание ребенка, доступность, развитие всех сторон жизни учащихся. Проект имеет гибкую структуру, что поможет воспитать и вырастить полноценную личность и в целом, здорового человека.